Сеть винных магазинов. Основана в 2006 Гарантия качества и безопасности

Художник и вино

29 Ноября 2012

Если вино относится к художнику свысока, то он пытается дотянуться до его величия. Если вино заискивает перед художником, то мастер снисходит до него. Чаще всего вино и творец выступают на равных. В любом случае, между живописцем и вином устанавливается гармоничная связь, где каждый является антиподом другого, и в то же время его логичным продолжением.

Поколения аристократов

Конец 19-начало 20 века вывели на авансцену тех, кто не мог похвастаться аристократическим происхождением, но добился в жизни высокого уровня достатка. Шампанское лилось рекой. Чешский живописец Альфонс Муха нарисовал рекламный плакат для компании Moët & Chandon. Впрочем, крупнейшая компания шампанских вин не нуждалась в представлении, как и не существовало человека, который бы не слышал о знаменитом модернисте*. Это был тот редкий случай, когда прославленный художник и знаменитая марка были достойны друг друга.

В эпоху золотого века испанские живописцы предприняли первые попытки реализма*, когда на первый план выходила фактура вещей, ещё пока неловкая, застывшая и грубоватая. К этому периоду относится картина Диего Веласкеса «Завтрак». На ней изображена компания, которая в начале дня, не смущаясь, угощается вином. Что это? Отражение нравов того времени? Существует народная присказка, что утром вино пьют лишь аристократы. Но на картине представлены персонажи отнюдь не столь высокого сословия.

Композиция имеет одну хитрость: на первый взгляд, кажется, что вино разливает рядом стоящий человек, но, приглядевшись, можно увидеть, что эту иллюзию создаёт висящие на стене вещи: шляпа, воротничок и оружие. Рука разливающего словно случайно прячется в тени. Что хотел сказать художник, вкладывая вино в руку несуществующего персонажа? Мы оставим вам возможность самим придумать эту версию.

Спустя несколько столетий мы наблюдаем ещё один алкогольный завтрак.
Картина французского импрессиониста Пьера Огюста Ренуара под названием «Завтрак гребцов» изображает друзей, собравшихся перекусить ранним утром на веранде у реки Сены. Что же мы видим на столе? Фрукты и несколько бутылок красного вина, очевидно, французского. Жанровое полотно с натюрмортом написано в радостной гамме, заполненной светом и воздухом. Безмятежность и искренность — таково общее впечатление от картины. Густое насыщенное вино на завтрак не вызывает изумления, а смотрится органично, сопутствуя общению и счастью.

Через несколько лет у неоимпрессиониста* Поля Синьяка появляется ещё один винный завтрак. Синьяк — основатель нового течения пуантилизм*, когда изображение рисуется отдельными точками, словно балерина прошла на кончиках пуантов, оставив лёгкие следы в виде пятнышек-прикосновений. Эта картина так и называется «Завтрак (столовая)». Несмотря на ранний час, на столе присутствует неизменный атрибут аристократической жизни — графин с вином.

Ожидаемое и неожиданное

Вино и веселье для любого художника — понятия неразделимые. И даже среди тех, кто нам хорошо известен и никогда не был причастен к воспеванию винной темы, мы с удивлением замечаем признаки этого влияния.

Маринист Иван Константинович Айвазовский рисует ожидаемые сюжеты: морские волны, кораблекрушение, луч света, который как надежда на спасение появляется из-за мрачных туч… Но обратимся к малоизвестному полотну Айвазовского «Возвращение со свадьбы». Без насмешек или преувеличений перед зрителем возникает живой образ семейной пары, где муж пытается отвести руку с заветной бутылкой подальше от жены. В этой-то бутылочке и заключён источник веселья, и поэтому эта маленькая деталь становится главным акцентом в картине, активной точкой, вокруг которой разворачивается всё остальное действие.

Картины грузинского представителя примитивизма* Нико Пиросмани отличаются сердечностью и открытостью. На них часто изображены мужчины и женщины, которые держат бокалы или рога с вином как символы благополучия и изобилия. Это вполне ожидаемый образ для данного художника. На полотне «Кахетинский эпос» пирующие князья поднимают очередной тост, славя жизнь и процветание своей земли.

Если мы произносим фамилию художника Кустодиев, то перед глазами встаёт нетленное «Чаепитие в Мытищах». Образ «кустодиевских» барышень давно стал синонимом румяных девиц, сдобных и пышущих здоровьем, из тех, что «кровь с молоком». От русского живописца Бориса Михайловича Кустодиева мы предвкушаем увидеть что-нибудь к чаю, как вдруг на его картине со свойственным художнику названием «Сладости» появляется нетипичный образ. Рюмка. Что в ней? Сотерн? Мускат? Токай? Этот вопрос останется навсегда открытым.

Герой натюрморта

Натюрморт, являясь сравнительно молодым жанром, как отдельное художественное направление окончательно сложился лишь в 17 веке. Жизненную силу, сочность и глубину натюрморт обрёл благодаря яркому таланту мастеров, которые вкладывали душу в свои картины, передавали настроение и даже пытались проникнуть через неодушевлённые образы в суть философских понятий.

Вину в натюрмортах непривычно играть вторые роли, оно претендует на место главного героя, вокруг которого концентрируется всё остальное пространство.

Художники разных стилей и направлений понимали, что бокал, графин или бутылка вина являются выгодными объектами с точки зрения цветовой насыщенности и игры света, а кроме того, с помощью вина можно метко и иносказательно выразить весь спектр человеческих эмоций: страсть или робость, дерзость или слабость, грусть или оптимизм.

Обратимся к натюрморту эпохи импрессионизма*. Его последователи провозглашали высшей ценностью не следование классическим приёмам перспективы или соблюдение оптических законов, а само впечатление от картины. На полотнах импрессионистов активным началом выступает воздух и свет, а предметы — лишь его носители. Вот почему на картинах объекты часто теряют очертания и словно растворяются в пространстве. Физические свойства вещей теряют материальную оболочку, оставляя зрителю лишь ощущения и эмоции.

Эдуард Мане стоял у истоков импрессионизма. В жанре натюрморта он был непревзойдён. Он видел красоту в обычных предметах и умел её передать так, чтобы у всех захватило дух. Пустой бокал в натюрморте «Рыба» заманчиво прозрачен, и кажется, что через несколько мгновений он будет заполнен из рядом стоящей бутылки, оплетённой лыком как кьянти, и картина оживёт, и начнётся гастрономическое действие. А главную роль, конечно, будет играть вино, которое пока сокрыто от глаз в недрах бутылки, как невидим для зрителя артист перед началом спектакля.

В натюрморте ещё одного из основателей импрессионизма Клода Оскара Моне предметы не имеют столь наглядной реалистичности, а написаны более смелыми мазками. Полотно «Натюрморт с бутылками» свидетельствует о неподдельной искренности и зоркой наблюдательности художника. Центральное место картины занимает бутылка с красным вином и бокал. Ещё две бутылки « уходят» за мизансцену, но взгляд успевает уловить и цвет, и прозрачность их содержимого. Натюрморт живёт своей напряжённой жизнью, и все предметы, нарисованные живописцем, приобретают силу и динамичность, становясь почти одушевлёнными.

Третий натюрморт с вином написан не основателем французской школы импрессионизма, но одним из ярых её последователей, Камилем Писсаро. Тёмно-красное, почти чёрное вино в кувшине и в бокале кажется концентрированным и терпким. Величие художника заключается в способности добиться единства того, что он видит, и того, что он чувствует. Живописная техника лишена вычурности, лини простые и чёткие. Натюрморт оставляет впечатление естественности, непосредственности и свежести.

Натюрморт Поля Сезанна противоречив: он притягивает и отталкивает одновременно. Сезанн, будучи представителем постимпрессионизма*, в картине «Натюрморт с бутылкой мятного ликёра» насыщает изображение волнующей поэзией, обдуманно подбирая краски и составляя сложную композицию: бутылка вина, графин и рюмка пышно драпированы тканью и украшены яркими пятнами яблок. Картина пронизана пленительным очарованием, и вино задаёт тон всему лирическому мотиву.

Натюрморт в сюрреализме* тоже достаточно популярен и любим. Особенностью этого жанра является то, что объектом художника становятся не предметы, а явления и подсознательные образы: мечта, фантазия, сон.

Наиболее выдающийся практик сюрреализма — Сальвадор Дали. Его натюрморт «Стакан и лодка» нельзя назвать сюрреалистичным, скорее, он тяготеет к стилю импрессионизма. Прозрачное красное вино своим клубничным цветом более всего похоже на Пино Нуар. Оно оставляет на столешнице вытянутые алые блики, которым вторит поверхность воды под колышущейся на волнах лодкой. Стакан сухого вина и лодка — взбодриться перед путешествием или прогнать усталость после долгого пути. Художник оставляет зрителю простор для воображения, заставляя его не только любоваться, но и думать, догадываться, рассуждать.

Сюрреализм в чистом виде — полотно Хуана Миро «Бутылка вина». Испанский живописец и скульптор имитирует наивный детский рисунок, в котором пустая бутылка парит между непонятными и странными объектами. Как говорил сам Миро, самые простые вещи могут порождать величайшие идеи: «… и кусочек нитки может стать началом мира».

Бельгийский сюрреалист Рене Магритт прославился, изобразив трубку с подписью «Это не трубка» (Ceci n'est pas une pipe), заставляя зрителя не верить глазам и опровергая привычный взгляд на вещи. На первом плане его картины «Личные ценности» изображён бокал вместе с другими предметами первой необходимости. Они вписаны в пространство комнаты с изменёнными пропорциями. Случайно или нарочно художник приравнял бокал к самым необходимым вещам? Маловероятно, что автор многих остроумных загадок что-либо мог изобразить без всякого смысла. Сила его картин в мощном подтексте, который будет в человеке мысль, вызывая чувство сопричастности и помогая найти новое осмысление привычных вещей.

Многочисленные натюрморты с бокалами, стаканами и бутылками прославленного Пабло Пикассо вводят зрителя в замешательство, настолько сложно среди разноцветных фигур и невероятных геометрических форм увидеть знакомые очертания. Один из главных представителей кубизма*, Пикассо предлагает самостоятельно разгадать те послания человечеству, которые он зашифровывает в своих картинах. В «Натюрморте с бокалом» нет привычных хаотичных мазков, здесь отчётливо различима и форма бокала, и дерзкий фиолетовый цвет. Вероятно, испанский художник изобразил вино из местного виноградного сорта Темпранильо, способного подарить такой восхитительный редкий оттенок.

В натюрмортах русских художников явственно прослеживается влияние импрессионистов. Игорь Эммануилович Грабарь в картине «Неприбранный стол» объединил все предметы в единое колористическое целое с помощью цветных вибрирующих бликов. Пустые рюмки и бокалы с недопитым вином, яблоки, цветы, скатерть… всё пронизано светом, создавая лёгкость, воздушность и ощущение прохлады.

Натюрморт Константина Алексеевича Коровина «Рыбы, вино и фрукты» также жизнерадостен, в нём убедительно звучит чувственное восприятие мира. Тень от бутылки с красным вином определяет настроение, подчиняя его лучу света, проходящего сквозь бутылочное стекло и оживляющего всё остальное пространство.

Белое вино в натюрморте Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Бокал и лимон» сравнивается с солнцем с помощью изображения чётких радиальных заломов-лучей, собравшихся на скатерти вокруг ножки бокала. Автор нашумевшего «Купания красного коня» в этом натюрморте умудряется вывести на поверхность философский и художественный психологизм, проявляющийся даже в изображении простых предметов.

Палитра настроения

Изображение вина на портретах художников разных жанров помогает им показать своё настроение, донести смысл, поделиться переживаниями.

Картина «Похмелье» французского постимпрессиониста Тулуза Лотрека не только свидетельствует о мастерском владении линией, но и передаёт зрителю чувства художника: элегантную печаль и светлую тоску. В позе девушки, в опущенных уголках губ читается грустная задумчивость. Её собеседником выступает бутылка с красным вином и недопитый бокал. Возможно, тот, с кем она разговаривает, скрыт за краем полотна, скорей всего, одинокая девушка подалась ближе к вину, найдя в нём утешение или ответы на свои вопросы.

Совсем другими эмоциями наполнена картина Анри Матисса «Красная комната». В этом полотне прославленный лидер фовизма* передаёт свои эмоции через цвет и форму. Горничная расставляет на столе вазы с фруктами и графины с вином, экспрессивый узор на скатерти перетекает в орнамент на стене, пейзаж за окном декоративен и сочен. Белое и красное вино в графинах ассоциируются с двумя философскими основами, женским и мужским началом, они взаимно дополняют друг друга как необходимые элементы единого целого. Это произведение искусств можно назвать воплощением гармонии и совершенства, излучающих жизненную энергию, придающих импульсы радости и оптимизма.

«Лазурью души, изливающейся на холст» охарактеризовал своё творчество самый известный авангардист* 20 века Марк Захарович Шагал. В его «Двойном портрете с бокалом вина» он восторженно воспевает свою привязанность к жене, ставшей ему настоящей музой. Это картина — лирический гимн любви и нежности. Сила чувств такова, что способна поднять героев картины в воздух, и они готовы взлететь к небесам. Открыто и радостно улыбается жена Шагала, улыбается и он сам, сидящий у неё на плечах. Ангел радости венчает пирамиду, и театрально поднятый бокал вина подчёркивает торжественность и важность момента.

Наши современники не обходят в своих произведениях винную тему, продолжая традиции лучших мастеров кисти всех времён и художественных течений.

В их портретах, натюрмортах и в жанровых сценах можно увидеть образы, которые рождает бокал вина. Чаще всего художники изображают красное вино, в цвете которого можно выгодно передать страсть, энтузиазм и вдохновение. Картины Виктории Кирдий и Марии Каминской называются одинаково просто: «Красное вино», но способы выражения совершенно разные. Полотно Людмилы Скрипченко «Брызги красного молодого вина» похоже на живопись авангардистов, а винная тема в творчестве Леонида Афремова, Александра Сигова и Сергея Минаева звучит настолько по-разному, что картины сложно сравнить.

Вино на полотнах художников — это изумительная красота мира, это гармония с природой, это воплощение темперамента и жизнелюбия.
Множество художников обращалось, обращается и будет обращаться к теме вина, и будем надеяться, что лучшие полотна нам ещё предстоит увидеть.

Направления в живописи:

*Модернизм — (лат. modernus — «новый, современный») течение, делающее ставку на экспериментальное обновление искусства и противостоящее реализму.
*Реализм — (лат. realis — «вещественный, действительный») философская доктрина и стиль, согласно которому предметы видимого мира существуют независимо от познания.
*Неоимпрессионизм — одно из течений внутри импрессионизма, связанное с пуантилизмом.
*Пуантилизм — переводится буквально как «точечность», манера письма раздельными мазками правильной формы: круглые точки или прямоугольные пятна.
*Примитивизм — стиль живописи, связанный с обдуманным упрощением картины до первобытного или детского рисунка.
*Импрессионизм — (фр. impression — «впечатление») направление в искусстве, зародившееся во Франции под влиянием картины Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
*Постимпрессионизм — одно из течений внутри импрессионизма, связанное с декоративной стилизацией.
*Сюрреализм — иллюзорное художественное направление, основанное на совмещении сна и реальности.
*Кубизм — течение внутри модернизма, характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, дробящих целый объект на множество составных частиц.
*Фовизм — (фр. fauve — «дикий») эмоциональный стихийный ритмический стиль, характеризующийся отказом от линейной перспективы и использованием упрощённых форм.
*Авангардизм — (фр. аvant «передовой» и garde — «отряд») экспериментальное течение по созданию нового искусства, отвергающего академизм.