Сеть винных магазинов. Основана в 2006 Гарантия качества и безопасности

Вино и религия

16 Июля 2013

Связь вина с религией намного глубже, чем вопрос отношения церкви к алкоголю. И в Библии, и в Коране, и во многих других священных книгах встречается гораздо больше высказываний о вине, чем об этом задумывается человек в обычной жизни. Противоречивое отношение к вину от полного отрицания до обожествления тоже является поводом для дискуссий. И хотя история взаимоотношения вина и религии исчисляется многими тысячелетиями, единства мнений по этому поводу до сих пор не наблюдается.

Постараемся не придерживаться конкретной теории, но в то же время не будем ничего отрицать, помня изречение «Nihil est impossibile», что означает «Нет ничего невозможного».

По многочисленным историческим фактам можно коротко сформулировать основные постулаты о полезном предназначении вина с точки зрения религии:

1. Вино открывает источник удовольствия и наслаждения;
2. Вино является жертвенным напитком, приносимым в качестве дани богам (египтяне ассоциировали вино с богом загробного мира Озирисом и помещали в гробницы усопших лучшие вина);
3. Вино помогает приблизиться к богу и даже пообщаться с ним (греки и римляне почитали бога вина Бахуса и отождествляли вино с его божественной кровью, христианское причастие представляет вино в этом же значении);
4. Вино исцеляет духовные и даже физические недуги (Талмуд и многие другие древние писания признавали за вином главенство среди арсенала аптекарских снадобий, а в Европе и в Новом Свете монахи использовали вино вместо лечебных средств).

Но кроме пользы, по мнению духовенства, вино приносит и много вреда. Отрицательное отношение церкви к опьянению в разных религиях проявляется по-разному, от полного запрета на алкоголь до рекомендации умеренного потребления.

Латинский афоризм Плиния Старшего «In vino veritas» (истина в вине) повторяет греческую фразу «эн ойно алетейа» с тем же значением и дублируется высказыванием в Талмуде «истинная натура открывается через выпивку, деньги и ярость».

Виноградина раздора

Все знают, что в райском саду Ева предложила Адаму яблоко. Но яблоко ли это было? Вопреки распространённому мнению существуют большие сомнения по поводу именно этого плода.

Яблоком раздором в этом вопросе выступает виноградина или виноградная гроздь. Есть мнение, что Ева предложила Адаму вовсе не яблочко. Доказательствами могут служить последующие рассуждения.

В пользу виноградной теории говорит тот факт, что на разум человека может повлиять только перебродивший сок винограда, только вино может открыть перед человеком новое видение и расширить горизонты его познания. Змей-искуситель не обманул людей, он не стал скрывать от них свойства этих плодов и честно их предупредил: "… в день, когда вкусите их, откроются глаза ваши…".

Если рассуждать дальше, то после того, как Адам съел запретный плод, он стал смертным, изменилась его кровь. Некий таинственный плод окрасил кровь Адама в красный цвет. Недаром об избранных говорят «голубая кровь», то есть особенная, не как у всех.

Иисус Христос передал чашу с вином своим ученикам с такими словами: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов… отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего». При этом Ветхий Завет называет виноградный сок «чистой кровью виноградных ягод».

Именно чистой кровью как у Христа обладали вначале Адам и Ева. Именно виноградная лоза могла подарить Адаму обновление всей его крови, сделав его обычным человеком.

В библейских Откровениях говорится о гневе бога, направленном на уничтожение и пролитие крови безбожников. Здесь используется та же логическая цепочка: лоза земли — давильный пресс ярости божьей — кровь из давильного пресса, так сильно похожая на виноградный сок, вытекающий из пресса при производстве вина.

Ещё одним доказательством в пользу лозы является то, что слово «плод» в священных книгах применялось исключительно к винограду. Плодом не называли гранаты и яблоки, но, говоря о виноградной лозе, всегда применялось именно это слово.

Благодаря какому плоду человек получил красную кровь, став смертным? Случайно ли сравнение крови и виноградного сока? Вопросы возникают из-за того, что язык в религиозных документах всегда наполнен иносказаниями, притчами, аллегориями, которые приходится истолковывать. В этом проявляется духовная суть священных писаний — слышать и видеть сердцем.

Первый опыт Ноя

Ветхий Завет связывает зарождение виноделия с Ноем или Ноахом, как его называют в Библии, или Нухом, почитаемым в исламе. После того, как Ноев ковчег, поскитавшись по волнам, коснулся берегов Араратских гор, Ной первым делом принёс жертвы богу в благодарность за своё спасение. Бог благословил его и его будущих потомков в лице всего человечества, заключив с ним Завет, освещённый небесной радугой.

На обретённой земле Ной посадил священные библейские растения: лозу, оливу и фиговое дерево. Именно Ной, родоначальник всех людей, изготовил первое на Земле вино.

Священные документы не только ставят Ною в заслугу спасение виноградной лозы во времена Великого Потопа, но и упрекают его в грехе первого опьянения.

Благочестивый праведник Ной однажды напился своего вина до такой степени, что лежал без чувств под пологом своего шатра. Пагубное воздействие алкоголя от перебродившего виноградного сока стало наглядным уроком для его сыновей и поводом для всеобщего сурового осуждения.

В Армении, где возвышалась гора Арарат, о Ное ходят свои легенды. Город Нахичевань, расположенный на современной территории Азербайджана, считается первым поселением, построенным прародителем человечества после страшного потопа. Здесь же нашлась и гробница Ноя, ставшая местом паломничества верующих, а виноград, выращенный в Араратской долине, местные жители воспринимают прямым потомком первой в мире лозы. Но современная наука отрицает связь армянской горы Арарат с библейскими Араратскими горами.

Трудности перевода 

Попробуем задаться вопросом, как же так получается, что религия одновременно может и восхвалять вино, и его порицать?

Одной рукой священники протягивают винную чашу, чтобы приблизиться к богу, а другой рукой эту чашу отнимают, осуждая употребление вина.

С одной стороны, они говорят, что вино «веселит сердце человека», а с другой стороны, утверждают, что «как змей оно укусит и ужалит как аспид».

Они рассказывают, что первым чудом безгрешного Христа было превращение воды в вино, но в это же время они сокрушаются, что целые народы погибали от алкоголя.

Может ли быть, чтобы истина была настолько противоречива?

Разногласия и несогласованность в толковании отношения религии к вину происходят от очень простой причины. Всё дело в том, что за словом «вино» скрываются разные понятия, и некорректные переводчики Библии невольно всех запутали.

Исследователи Библии подсчитали, что слово «вино» употребляется в этом собрании священных текстов более пяти сотен раз. Но за одним и тем же словом скрываются его родственные синонимы, имеющие разное значение.

В еврейском языке вино обозначается словом «яин». Иудейский народ с давних времён использовал и неперебродивший сок винограда, и алкогольный напиток из перебродивших плодов лозы. Встречаясь в библии 140 раз, слово «яин» может обозначать и безалкогольный сок, и настоящее пьянящее вино. Именно под воздействия «яина» опьянел Ной, но в это же время «яином» называют виноградный напиток, от которого остаются трезвыми.

По мнению священников, неперебродивший виноградный сок  — чудесный дар природы, но если он подвергается брожению, то сразу попадает в категорию «плохих напитков».    Подтверждением того, что в античные времена безалкогольное вино было в почёте, служит тот факт, что существовало множество разных способов защиты сока от брожения. Его и кипятили, и охлаждали, и сгущали, и выпаривали. То в него добавляли антибактериальную серу, то его заливали слоем масла, чтобы не допустить окисления, то закрывали сургучом.

В Священном Писании есть ещё одно слово для обозначения вина — «тийрош». Оно относится к безалкогольному неперебродившему винограду и применяется в значении не только виноградного сока, но и самой ягоды.Даже во времена фараонов под словом «вино» часто подразумевался лишь виноградный сок: «чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу с вином в руку фараону».

Невозможно себе представить, что настоящее вино можно выжать из виноградной грозди и тут же выпить. Конечно, это лишь сок.Неточности перевода Библии привели к появлению нелогичных и даже абсурдных высказываний: «собрали вина и летних плодов очень много». Слово «вино» в этой фразе хочется заменить на «виноград», потому что сбор с плантаций перебродившего сока — явление, мягко говоря, странное.

Третьим словом со значением «вино» выступает «ойнос». В Новом Завете это греческое слово встречается более 30 раз и применяется точно так же, как слово «яин», в двух противоположных смыслах: как перебродивший алкогольный напиток и как свежевыжатый виноградный сок.

Под многозначными названиями «яин» и «ойнос» и под однозначным словом «тийрош» мог подразумеваться лишь неперебродивший сок, а неаккуратные переводчики Библии по ошибке заменили его словом «вино». В итоге, все восторги и похвалы, приписываемые вину, могут оказаться ошибочными, относящимися в реальности к виноградному соку.

Секира судеб

Единственным словом, чётко указывающим на алкогольный виноградный напиток, является слово «сикера». Это слово можно встретить в Библии 23 раза, и оно всегда применяется в единственном значении «крепкий напиток». Именно к этому слову относятся строгие библейские порицания, осуждения и предупреждения о потенциальной опасности.

Созвучное слову «секира», библейская сикера отождествляется с жестоким холодным оружием, которое может безжалостно изрубить и покалечить человеческую судьбу.

В дальнейшем под словом «сикера» подразумевался именно тот напиток, в котором содержалось от 30 до 50% спирта. Иными словами, сикера — это водка. Она производилась не только из винограда, но также и из фиников, изюма, граната и инжира.

По поводу сикеры Священное Писание не сомневается, выражаясь конкретно и прямо: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином»

Иногда всё же церковь допускает вино к употреблению и даже рекомендует его для духовного и физического исцеления: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании».

По отношению к вину священники поделили людей на «чистых» и «нечистых», вводя отдельную заповедь для тех, кто принял священный сан: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою… Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого».  В наши дни большинство американских пастырей используют для причастья виноградный сок, в то время как католики и православные остаются верны кагору, который дают даже детям.

Вино и боги

Египтяне в качестве бога виноделия чтили Осириса, а само вино сравнивали со слезами бога солнца Ра. В египетской мифологии присутствовал «дополнительный» бог виноградной лозы, изобилия, богатства и судьбы по имени Шаи. Он отличался спокойным характером и приличным поведением.

Шумерской богиней вина считалась Гестина. Её имя переводится как «виноградная лоза». У арабов богом вина был некий Оратал, а у индийцев — Сома.

Древнегреческим богом виноделия был Дионис, он же Бахус, сын главного бога Зевса и смертной царицы Семелы. Вместо тела у него была лоза, а вместо крови — вино. Культ Диониса продолжался достаточно долго и подарил миру шедевры искусства, дожившие до наших дней. Греки разбавляли дорогостоящее вино водой. Эта мера помогала им не пьянеть во время симпозиумов. Первичным значением слова «симпозиум» было как раз соединение дискуссии с пиршеством, интеллектуальных речей с умеренным опьянением. Первый театр в Афинах был построен для фестиваля в честь бога виноделия.

Благодаря грекам виноделию научились и в Западной Европе. Греческие, а затем и этрусские виноделы культивировали виноградники на территории Италии, Франции, Испании и Германии ещё до расцвета Римской империи.

Римляне переняли греческие традиции, научившись получать от вина вдохновение и творческое воодушевление. В традициях римской культуры вино предназначалось для высших слоёв общества, которые могли себе позволить излишества, в то время как простые жители соблюдали в выпивке постоянную умеренность.

После падения Римской империи католическая церковь приложила немалые усилия по сохранению ремесла виноделия. В Средние Века монахи культивировали виноград и делали вино, иногда посвящая этому увлечению гораздо больше времени, чем своим прямым церковным обязанностям.

Средиземноморская культура, благодаря которой было изобретено вино, была тем зерном, из которого впоследствии выросло могучее дерево цивилизации с ветвями в виде разных религий.

После того, как христианство распространилось по Европе, став господствующей религией, Дионис, Бахус и компания были отправлены на задворки истории. Где-то вино стало одним из главных атрибутов церковных ритуалов, чтобы служить единому богу, а где-то на него был установлен запрет.

Вино и люди

В христианстве и католичестве, точно также как и дионисийской культуре, вино отождествляется с божественным началом. Кровь распятого Христа, пролившаяся на кресте, послужила началом Нового Завета. Собранная в чашу из-под пронзённого копьём ребра, эта кровь была сакрально связана с вином, ставшим символом связи между человеком и божественной сущностью. Позднее отсюда произошла легенда о мистической чаше Грааля, которую так и не нашли рыцари Круглого стола во главе с королём Артуром.

До того времени, когда  стали распространяться заповеди пророка Мухаммеда, арабы пили «напиток пьянящий… из плодов пальм и лоз».

Ислам ввёл в мусульманском мире подобие «сухого закона. Следуя высказываниям Корана, вино было райским напитком, которым можно будет услаждать себя только после смерти. Вино считалось наградой в загробной жизни для тех, кто в жизни строго соблюдал все заповеди. Для живых людей на вино было наложено табу. К тому же, опьянение мешало выполнять все движения сложной молитвенной церемонии. В культовых обрядах мусульман вино никогда не использовалось, потому что эта религия противопоставляла себя всем остальным, претендуя на мировое господство.

Правила запрещали мусульманину сидеть за столом, за которым пьют вино. Шариат, будучи церковным судом, грозил тому, кто пьёт вино, разными карами и даже смертельной казнью.В то же время, существуют документальные подтверждения того, что в мусульманской религии не было полного запрета на вино. Был запрет на опьянение и пьянство, и в связи с этим, призыв к умеренности потребления спиртных напитков. В одной из сур Корана мы можем прочитать: «пейте, но не превышайте меру ... Вы можете пить, но не хмелейте»

Самая древняя из трёх основных религий — буддизм. Если христиане почитают Библию, мусульмане — Коран, то главной священной книгой буддистов является Трипи́така. Это слово переводится с санскрита как «три корзины» и представляет собой три раздела, включающих свод законов для буддийской общины, правила для самого Будды и сборник философских трактатов.

Если в христианстве вино исполняет роль посредника между человеком и богом, в исламе и буддизме вино является напитком дьявола, желающего отделить людей от бога.

Согласно учению Будды, водка была придумана царём демонов из жутких непривлекательных компонентов, среди которых был мозг демонических плясунов, пена из пасти разъярённого слона, жало ядовитой змеи, слюна бешеной собаки, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, трупное мясо и утробная кровь демоницы. Предполагалось, что такой неаппетитный список ингредиентов отобьёт всякое желание пьянствовать.Буддизм и алкоголь — несовместимые понятия, но дзен-буддизме относится к алкоголю значительно мягче. Один японский буддийский монах дзен-буддизма даже открыл свой собственный бар. Японцы, которые считаются одной из самых непьющих наций, охотно тратят деньги на пожертвования не только самому храму, но и на выпивку его послушников.

Иудаизм черпает свои теоретические догмы из священных книг Тора и Талмуд. В иудаизме нет запрета на употребление алкоголя. Вино участвует в церковных церемониях. В строгом соответствии с правилами своей идеологии, иудеи создали специальные кошерные вина.

В Израиле 85% всех вин — кошерные. Это вина изготавливаются по правилам органического виноделия, в производстве есть некоторые ограничения на использование определённых веществ, виноделами могут быть лишь ортодоксальные евреи, соблюдающие шаббат, и каждый седьмой год виноградники должны отдыхать (в этот год чаще всего выпускается просто некошерное вино). Не являясь противником вина, иудаизм встаёт на сторону большинства, выступающего против его чрезмерного употребления.